Подпись: информация
Подпись: К 60–летию образования ФГБУ "Колымское УГМС" 

Первые инструментальные наблюдения на Крайнем Северо-Востоке произведены в Охотске, где в 1789 году начала работать метеорологическая станция, созданная Военно-морским ведомством. Наблюдения велись за температурой воздуха, облачностью, грозами, датами вскрытия и замерзания реки Охоты. Позже, с созданием в 1849 году Главной Физической обсерватории были открыты станции Анадырь, Среднеколымск, Марково, Гижига, Ола и Наяхан, но начало активного развития гидрометслужбы было положено в 30-е годы XX века при освоении богатейших природных запасов и особенно золота.
Великая Отечественная война наложила свой отпечаток на дальнейшее развитие гидрометеорологической службы. За годы войны часть работ была сокращена, уменьшены штаты. Однако при этом был организован ряд новых станций в оборонных целях, в т.ч. для обеспечения перегонки боевых самолетов из США. В тяжелых условиях необжитой тайги и тундры начали проводить наблюдения около 20 вновь открытых станций.
С начала войны и после ее окончания Гидрометслужба Дальстроя все больше и больше выполняла функции общесоюзной службы. Систематическое перерастание Гидрометслужбы Дальстроя за ведомственные границы привело к передаче ее в Главное Управление Гидрометслужбы при Совете Министров СССР.
Для обслуживания народного хозяйства образовавшейся Магаданской области и изучения гидрометеорологического режима Крайнего Северо–Востока было создано Колымское Управление Гидрометслужбы (КУГМС), начавшее свою работу с 1 января 1953 года. С этого времени началась новая стадия развития гидрометслужбы, выполнение новых видов наблюдений и работ.

В 1962 году на Колымское УГМС возложили производство ледовых авиаразведок в Беринговом море и северной части Тихого океана, а также в Охотском море севернее 52° с.ш. Через два года в Магадане было создано специальное летное подразделение, с самолетами ИЛ-14 в ледовом варианте, оборудованным новейшей, для того времени, радиолокационной аппаратурой.
Материалы ледовых авиаразведок позволили сделать вывод, что навигацию в порт Магадан, при условии использования ледоколов, можно осуществлять круглый год и, начиная с 1962 года, суда идут в этот порт в течение всего года. По мере накопления материалов ледовых авиаразведок специалистами Колымского УГМС был сделан вывод о возможности круглогодичной навигации в порт Охотск прибрежным вариантом плавания. В дальнейшем аналогичные выводы были сделаны и в отношении портов Провидения и Беринговский при условии использования ледоколов и данных авиаразведок. За время выполнения авиаразведок был накоплен исключительно ценный материал, послуживший созданию в ДВНИГМИ под руководством Л.П.Якунина «Атласа льдов Охотского моря», где потребитель может найти ответ практически на любой вопрос.
В 1967 году, после гибели под лавиной машиниста–бульдозериста на 49 км Тенькинской автодороги, на территории Магаданской области были начаты снеголавинные наблюдения.
Трагедия в поселке Омсукчан в феврале 1982 года, когда под лавиной погибли 11 школьников, послужила значительным толчком в развитии снеголавинной службы Колымского УГМС. Были организованы наблюдения в окрестностях городов Магадан и Сусуман, в поселках Омсукчан и Среднекан.
Кроме наземных регулярно производились аэровизуальные наблюдения и учет снежных лавин в горных районах Магаданской области. Накопленные таким образом данные позволили разработать методику прогноза схода снежных лавин и составить карту районирования лавинной опасности по территории Магаданской области. В частности, было определено, что около 70% территории области подвержены лавинной опасности, составлены каталоги лавинных очагов вдоль автодорог.
Развитие гидрологической сети на территории Магаданской области тесно связано с горнодобывающей промышленностью, для которой водоснабжение при промывке песков имеет первостепенное значение. Гидрологические наблюдения производились, в основном, в верхнем и, частично, в среднем течениях р. Колымы, которая является наиболее крупной и многоводной рекой Северо–Востока и имеет большое значение для судоходства, энергетики, рыболовства, а также водоснабжения горнодобывающей промышленности.
В период интенсивного развития Магаданской области была создана обширная сеть гидрометеорологических станций и постов, налажено обслуживание информацией и прогнозами всех звеньев государственного аппарата, предприятий различных отраслей экономики и населения области.
О стабильности гидрометслужбы на территории Магаданской области говорит тот факт, что на протяжении шестидесяти лет Колымское УГМС возглавляли в разные годы всего пять руководителей.  Это Морозов Леонид Никанорович (годы руководства 1953–1960), Кравцов Василий Алексеевич (годы руководства 1960–1973), Румянцев Геннадий Витальевич (годы руководства 1973–1988), Иванов Геннадий Алексеевич (годы руководства 1988–1997) и Ешугаов Аслан Шхамгериевич (с 1997 года по настоящее время).
В 90–х годах прошлого столетия перед Колымским УГМС встала задача сохранения  гидрометеорологической сети – основы Гидрометслужбы. Однако из–за жесточайшего дефицита бюджетного финансирования управление все же вынуждено было закрыть или законсервировать некоторые гидрометеорологические станции и посты.
В настоящее время сеть гидрометеорологических станций несколько увеличилась. В 2011–2012 годах на территории ответственности Колымского УГМС установлено 7 автоматических метеорологических станций.  Внедряется процесс частичной автоматизации наблюдений за счет установки на всех действующих станциях автоматизированных метеорологических комплексов. Вся сеть станций переведена на современные виды связи.
В авиаметеорологическом центре Магадан и гидрометцентре Колымского УГМС установлены современные программно–аппаратные комплексы «МИТРА–ГИС», обладающие большими возможностями для прогнозирования.
В связи с оживлением на территории Магаданской области деятельности в различных отраслях экономики  возрастает потребность в специализированной гидрометеорологической информации и информации о состоянии загрязнения природной среды, особенно  для различных проектных работ.  В настоящее время УГМС достойно справляется с увеличенным объемом работ, обеспечивая органы государственной власти, население, Вооруженные силы, различные отрасли экономики информацией о фактических и прогнозируемых гидрометеорологических условий. Особое внимание уделяется предупреждению и своевременному доведению до всех структур информации об опасных гидрометеорологических явлениях. 
Стабильную работу управления обеспечивают квалифицированные специалисты: синоптики, метеорологи, агрометеорологи, гидрологи, актинометристы, океанологи, климатологи, аэрологи, гидрохимики, связисты, прибористы.
Однако во многих подразделениях уже сегодня не хватает специалистов. С уходом на заслуженный отдых специалистов–пенсионеров кадровый кризис все больше дает о себе знать. Много лет кадровый потенциал не пополняется выпускниками высших учебных заведений и техникумов. Причиной тому, в первую очередь – уровень заработной платы в Гидрометслужбе, отсутствие возможности решить жилищный вопрос, слабые социальные гарантии для работников Крайнего Севера в целом.
Хочется верить, что в ближайшие годы Гидрометслужба займет достойное место в социально–экономической политике государства и станет привлекательной сферой деятельности, обеспечивающей гидрометеорологическую безопасность страны.

Нефедова Татьяна Николаевна – начальник гидрометцентра ФГБУ "Колымское УГМС" 

Шипицына Наталья Александровна – начальник отдела гидрометеорологического обеспечения и расчета тарифов ФГБУ "Колымское УГМС"  
Подпись: Федеральная служба по гидрометеорологии 
и мониторингу окружающей среды
 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Колымское управление
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» 
Подпись: ОГМС Магадан – 80 лет. 
С началом активного освоения природных ресурсов Северо-Востока СССР, появлением первых поселенцев на берегу бухты Нагаева возникла необходимость в гидрометеорологической информации. Первые данные о метеорологическом режиме в районе нынешнего Магадана появились в  1929 году, но официальной датой организации метеорологической станции считается 7 января 1932 года. Станция организована по инициативе Геофизического института восточных морей.
Первоначально наблюдения проводились на берегу бухты Нагаева. В 1937 году станция была перенесена на расстояние 1,7 км к юго-востоку от прежнего места – на пологую возвышенность, являющуюся водоразделом между бухтами Нагаева и Гертнера. В этом месте, в юго-западной части города, метеостанция находится до настоящего времени. Долгое время станция носила название бухты Нагаева, и только в 1978 году она была переименована и стала называться по имени города, в котором расположена, т.е. Магадан.
Первым наблюдателем метеорологической станции был Виктор Александрович Лупандин. Он трижды в сутки выполнял наблюдения за температурой и влажностью воздуха, атмосферным давлением, направлением и скоростью ветра, осадками, атмосферными явлениями и облачностью.
С развитием Крайнего Северо-Востока страны и города Магадана потребность в гидрометеорологической службе стала увеличиваться: появилась необходимость в обеспечении гидрометеорологической информацией авиационного, морского и автомобильного транспорта, сельского хозяйства, строительства и коммунального хозяйства. Объем гидрометеорологических наблюдений, выполняемых станцией, стал постепенно расти, началось оснащение новыми приборами, оборудованием. Так, с февраля 1939 года были организованы актинометрические наблюдения за  прямой солнечной радиацией, которые продолжались до апреля 1944 года. Регулярные актинометрические наблюдения за прямой, рассеянной, суммарной, отраженной солнечной радиацией и радиационным балансом стали выполняться с 1 января 1971 года.
Регулярные аэрологические наблюдения – радиозондирование атмосферы с целью определения вертикальных профилей основных метеорологических величин: давления, температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра в атмосфере от поверхности земли до высот 25-30 км   производятся на станции с 1946 года.
Выпуски радиозондов производились первоначально один раз в сутки в  9 часов местного времени, а с 1 марта 1953года - 2 раза в сутки – в сроки 05 и 17 часов московского времени. С сентября 1957 года станция приступила к зондированию атмосферы системой «Малахит» - А-22 в сроки 03, 09 и 21 московского времени. С октября 1960 года количество сроков наблюдений увеличилось до 4-х (03, 09, 15, 21 московского времени). Совершенствовались также и аэрологические комплексы для производства наблюдений (1962 год – «Метеор» - РКЗ, 1971 год – «Метеорит-1» - РКЗ, 1991 год – «АВК-1М» - МРЗ -3А, 2002 год – «АВК-1М» с использованием аэрологического процессора (компьютерная обработка), 2010 год – МАРЛ-А). Аэрологическая группа ОГМС Магадан всегда добивалась высоких показателей в работе, в смотре-конкурсе аэрологических станций, проводимом Росгидрометом с 2007 года, группа трижды одерживала победу.
В 1958 году было положено начало наблюдениям за загрязнением окружающей среды (радиационным загрязнением, качеством атмосферного воздуха, кислотностью и радиоактивностью атмосферных осадков, качеством поверхностных вод суши и др.).
1962 год стал годом начала наблюдений за общим содержанием атмосферного озона, а в 1980 году станция стала производить морские прибрежные гидрометеорологические наблюдения на морском гидрологическом посту Нагаева, расположенном на нефтепирсе морского торгового порта. В план работы поста были включены наблюдения за уровнем моря, температурой и соленостью морской воды, волнением моря, ледовой обстановкой в бухте Нагаева.
В 1983 году станции был присвоен статус ОГМС (объединенная гидрометеорологическая станция). В её состав в 1988 году вошла гидрологическая группа, занимавшаяся изучением режима рек Магаданка, Каменушка, Дукча и Уптар. Выполнялись наблюдения за уровнем воды, стоком, отбирались пробы воды на химический анализ.
В августе 2004 года в план работы станции были включены новые наблюдения – за ультрафиолетовой радиацией.
Как видим, объем наблюдений ОГМС Магадан из года в год увеличивался. Так, в 2010 году согласно проекту модернизации и технического перевооружения наблюдательной сети Росгидромета на ОГМС Магадан был установлен автоматизированный метеорологический комплекс (АМК). Таким образом, станция вышла на новый качественный уровень метеорологических наблюдений.
В разные годы станцию возглавляли следующие начальники: Мауренко Н.И., Вильдман П.П., Бабаев Е.И., Соколов Б.П., Королев А.П., Ермолин А.К., Казаков П.А., Соколов М.П., Мельников А.Д., Штыхно В.В., Комаров В.С., Романова Р.Г., Громов Б.Г., Синельников Ф.П., Баранов И.И. Более 30 лет, с мая 1974 по октябрь 2006 года, станцией руководил Щедров Виктор Акимович. Под его руководством станция стала одной из лучших в Колымском УГМС.
Данные наблюдений станции помещаются в климатические справочники, информация оперативно передается в Гидрометцентр России. Станция является корреспондентом Всемирной метеорологической организации (ВМО) и включена в международный оперативный обмен между национальными службами государств (бывших республик СССР).
В настоящее время штат станции составляет  30  человек. Вот уже 5 лет возглавляет ОГМС Магадан Майоров Сергей Анатольевич. Большой дружный коллектив станции является гарантом безупречной работы, качество которой оценивается только на «отлично». На станции выполняется самый большой на наблюдательной сети Колымского УГМС объем наблюдений. Станцию можно назвать экспериментальной базой для новых современных методов и методик наблюдений, внедрения современных технологий, освоения и работы со сложным оборудованием, новых форм и методов организации труда. Станция всегда была «кузницей кадров», на которой набиралось опыта, знаний, трудовых навыков не одно поколение гидрометеорологов, отличных специалистов, успешно работавших в дальнейшем в других отделах управления, а также возглавлявших крупные подразделения.
Хочется назвать специалистов, работающих на станции не один десяток лет, инициативных, творческих, ответственных, преданных выбранной профессии, внесших свой вклада в поддержание престижа станции на высоком уровне. Такие специалисты как Петрова А.В., Басова Е.А., Виноградов Е.Н., Кондратьева Г.А., Дмитриев С.А., Дмитриева О.Н., обладая огромным опытом работы, являются наставниками молодёжи, служат примером ответственного отношения к работе.
Выражаем глубокую благодарность, огромное уважение метеорологам, гидрологам, аэрологам, актинометристам, океанологам станции, бывшим и нынешним труженикам, долгие годы несшим на своих плечах все тяготы нашего нелёгкого труда.
Подпись: К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне




























Метеообеспечение на трассе мужества Аляска-Сибирь

	Осенью 1941 года, в связи с планами строительства Особой воздушной трассы Аляска – Сибирь (АЛСИБ), на управления  гидрометслужбы, находившиеся вдоль будущей трассы, дополнительно возлагались большие и ответственные задачи. Потребовалась подготовка к метеорологическому обеспечению перелетов самолетов по новой, совершенно неизученной, трассе от Аляски до Красноярска.
	На построенных вдоль трассы полевых аэродромах  были сформированы комендатуры обеспечения, в штат которых входили небольшие метеогруппы, занимающиеся метеообеспечением перелетающих самолетов.
	Редкая сеть метеостанций в этом районе, чрезвычайно сложные и изменчивые погодные условия, малая изученность климатического режима трассы, сложный горные рельеф чрезвычайно усложняли работу метеорологических групп. Тем не менее, личный состав метеослужбы успешно справился со своими задачами. 
	
На трассе  АЛСИБ лишь аэропорты Красноярск и Берелех являлись сухопутными, принимавшими еще до начала Великой Отечественной войны большие самолеты на грунтовые взлетно-посадочные полосы. В этих аэропортах существовали прогностические органы гидрометслужбы.
	Аэропорт Берелех находился на востоке трассы. В авиационном метеорологическом бюро Берелех, принадлежавшем гидрометслужбе Дальстроя, с октября 1939 года работал Н.Я. Филиппович. Он писал:
«С метеообеспечением воздушной трассы Красноярск –Уэлькаль я был связан о начала ее строительства до конца Великой Отечественной войны. В один из осенних дней 1941 года поздним вечером в аэропорту Берелех приземлился двухмоторный самолет Р–6. Среди пассажиров находился Петр Вепрев, с которым мы работали на АМСГ Янаул, и члены комиссии по строительству Особой Воздушной авиатрассы. Комиссия приняла решение о строительстве аэродромов на трассе, в том числе и в Сеймчане, где к тому времени действовала только небольшая полоса для приема Ли-2 . А в конце июня 1942 года аэропорт Сеймчан был принят в эксплуатацию. Начальник отдела службы прогнозов Якутского УГМС М.А. Бондарь, входивший в состав комиссии, проверил готовность АМСГ». 
Начальником АМСГ был назначен В.М. Васильев, его жена Гришко В.И. работала синоптиком.


К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.